klarissa45 (klarissa45) wrote,
klarissa45
klarissa45

Четвероклассники: поступаем в математический класс

В пятницу после работы я поехала на Арбат в книжный магазин при издательстве МЦНМО.

При мне в магазин заскочила мама ребенка.
Попросила книгу Спивака.
Ребенок готовится к поступлению в 5 класс школы 2007.
Мама сказала, что конкурс в этом году 20 человек на место.
Ребенок посещал подготовительные курсы.
И им посоветовали порешать перед поступлением задачки из сборника Спивака.


В нашей школе нет вступительных испытаний, но мы проводим олимпиаду по математике,
чтобы посмотреть детей, которые хотят к нам переводиться из других школ.

Каждый год у нас разные математические олимпиады.
И составляют их разные преподаватели.

Каждый год знакомые родители просят меня найти наши задания прошлых лет,
чтобы потренироваться.

Но зачем нужны прошлые задания. если в этом году будут совершенно другие?
Ведь нестандартных задач огромное количество и постоянно придумывают новые и новые.

К тому же дети часто идут своим путем.

Я помню, как моя средняя дочь в 2009 году писала олимпиаду в 853 школу.
Я разобрала с ней задачи про "ноги и головы", показала как решать их двумя способами.
Но упрямая Мария,все равно  поступила по-своему: угадала ответ и проверила. что он подходит.

Естественно получила за задачу ноль баллов.
С другими задачами была та же самая история.
В 853 школу Мария не поступила.


Но я, как всегда, ушла в сторону от обсуждаемого вопроса.

Как же подготовиться к поступлению в  5 математический класс?

В случае с 2007 школой надо зайти на сайт и посмотреть примерные вступительные варианты.
Их у них два - устный и письменный.
Можно дать их ребенку, но не с целью натаскивания,
а целью посмотреть, что и как ребенок будет решать.


Например там есть такое задание
На доске было написано равенство. После того как дежурный по классу успел стереть некоторые цифры
(сколько цифр он стер – неизвестно) на доске осталось: 1127…173 · 1017…565=1126…745.

Могло ли исходное равенство быть верным?


Если ребенок боится в четвертом классе больших чисел, а тем более с многоточием посередине, может и не нужен ему класс с углубленным изучением математики?


Или нужен, но начиная с 8 или 10 класса.
Ведь каждый ребенок развивается в своем темпе.



Какими еще умениями и навыками должен обладать ребенок, поступающий в математический класс:

- замечать закономерности и продолжать последовательности
- уметь решать задачи "с конца"
- справляться с задачами с очень длинным условием, предполагающим очень длинное решение
- уметь составлять и решать уравнения
- решать задачки на переливания. взвешивания и переправы, а также про часы (стрелочные и электронные), время и календарь
- делить геометрические фигуры на части
-решать задачи на площади и периметры
- справляться с цифровыми головоломками ( вставлять цифры в кружочки по алгоритму, указанному в условии)
-решать простейшие комбинаторные задачи (составлять числа из цифр и зачеркивать лишние цифры, получая максимальное или минимальное число)
- разбираться в видах движения - навстречу, вдогонку и тд, находить скорость сближения, скорость удаления и тп
-есть еще задачи на процессы (когда из двух апельсинов получается банан и тп)
- решать задачи про рыцарей и лжецов

Желательно, чтобы ребенок мог делать рисунки и схемы к задачам.
И тогда он не ошибится во сколько раз лестница на  четвертый этаж больше лестницы на второй.
Или во сколько расстояние между девятью колышками больше расстояния между двумя.
Или сколькими рукопожатиями обменялись четыре человека.

Я бы в целях подготовки не Спивака решала для 5-7 классов и даже не Козлову.
(Хотя я очень люблю оба задачника и неотрывно пользуюсь ими с 2006 года.)

А варианты Кенгуру для 3-4 классов https://mathkang.ru/page/files-k
Задачи компактные, в тестовой форме и разной сложности (легкие, средние и сложные)
Повторить можно все темы. И ответы правильные можно скачать, чтобы проверить работу ребенка.

Кстати, у Кенгуру есть тесты прошлых лет, очень полезные для родителей, которые хотят определить уровень детей.
Увы,бывают ситуации, когда и учитель хвалит за старательность и усердие,и пятерок, как хвасталась мне вчера одна мама, 33 штуки за 2 месяца, но ребенок не понимает математику, а умеет решать только шаблонные задачи со стандартным текстом.

Итак, тесты 2011-2015 итогового тестирования за 4 класс
и тесты входного тестирования в 5 класс 2011-2017
https://mathkang.ru/page/files-i-test

Последней там как раз идет олимпиадная задача.
Например

В Тридесятом царстве чеканят монеты только трех видов: 1 талер, 2 талера и 5 талеров.
Верно ли утверждение?
1) Если 5 монет в сумме дают 10 талеров, то среди них обязательно есть монета в 5 талеров.
2) Если 5 монет в сумме дают 14 талеров, то среди них обязательно есть две монеты по 1 талеру.


Tags: книги, кружок. олимпиады, математика для всех, полезное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments