klarissa45 (klarissa45) wrote,
klarissa45
klarissa45

Семнадцать мгновений Берлина или Штирлиц и Берлинская стена

Когда на экраны вышел фильм "Семнадцать мгновений весны" я закончила 1 класс.
Было это в августе 1973 года. В этом году фильму исполняется 45 лет.


И как бы не раскрашивали критиковали этот фильм сейчас, он для меня очень много значит.
Сейчас и книгу Юлиана Семенова, по которой поставлен фильм,  скорее принято ругать.
Для меня же в силу моего возраста диалоги Штирлица и пастора Шлага приобрели совершенно иное значение.
И я  их в мае 2018 года ежедневно перечитываю http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=6406&public_page=1

Несколько лет назад я нашла в интернете сайт клиники Шаритэ,
куда после бомбежки попала Кэт, и очень удивилась, что она до сих пор работает.

А как я удивилась 1 января 2018, когда в 8 утра в ожидании открытия туристического бюро
мы с Соней решили прогуляться по Инвалиденштрассе, проходящей около Центрального вокзала.

Оказывается, больничный квартал Шаритэ расположен рядом с Центральным вокзалом.



В первый раз я увидела перекопанный Берлин в январе 2003 года.
После объединения Германий шел капитальный ремонт коммуникаций в центре.

В январе 2018 тоже строили: дорожные развязки, расширяли вокзал и реставривали здания и набережную.




А это не просто лошадь. Это памятник Лёртеровскому вокзалу (1868-1951),  сильно разрушенному в войну.
  Центральный вокзал  на его месте начали строить в 1995 и открыли  в 2006.
Ранее основным вокзалом Берлина был Восточный, на который и сейчас приходят московские поезда.





Съемки фильма в Берлине велись в марте 1971 года.
Недалеко от места, где позже будет построен Центральный вокзал, проходила Берлинская стена.
Более того вся набережная Шпрее рядом с Шаритэ была на стороне Западного Берлина.
И клиника Шаритэ оказалась прилепленной к государственной границе .



Поэтому для съемок Лиознова могла использовать небольшую часть социалистического Берлина, прилегающую к Берлинской стене:
территория клиники Шаритэ
и вход со стороны Шуманштрассе ( Инвалиденштрассе отпадала по причине расположенного на ней КПП,
музей Естественной истории по той же причине пришлось снаружи снимать в Риге, а внутри в Ленинграде),
район Пергамского музея
набережная южной части Рыбацкого острова,
район метро Бранденбургский музей
и фрагменты улиц с довоенной застройкой - Вайзенштрассе  и др
Эту  территорию можно обойти пешком за пару-тройку часов.



(схемы с сайта https://www.berlin.de/mauer/ru/istorija/)

Вот она  набережная Шпрее,разделяющая  Центральный вокзал и Шаритэ, в лучах восходящего солнца,
которое само по себе для нас было счастьем, так как в Москве его не было почти месяц.



На территорию "Шаритэ" мы не зашли, по причине праздника все калитки и ворота были закрыты. Музей тоже не работал.
 (Я стою на той самой улице, где проходила Берлинская стена.
Но тогда я об этом не знала, поэтому дочери о стене и ее жертвах я расскажу как-нибудь в следующий раз)







Мой муж,  мельком посмотрев пару дней назад одну из серий "17 мгновений" сказал, что снимали в Калининграде.
Но он просто не видел зданий на Инвалиденштрассе.
Действительно очень похожи на здания в районе Северного вокзала Калининграда.
Только выглядят более ухоженными.
Поэтому 1 января у меня было в том числе и грустное настроение, моё сердце рвалось на родину.
Кроме всего прочего отсутствие людей на улицах 1 января создавало страшноватое ощущение мертвого выселенного города









В подземке я тоже вспоминала фильм



Метро местами совмещено с городской электричкой и неглубокое.
Мы в нем почему-то заблудились. По причине праздника поезда в метро ходили с большими интервалами 15-20 минут.
И мы не посмотрели основные достопримечательности в центре, так как спешили на поезд в Бад-Бланкенбург
(надо было по-другому распланировать дорогу на поездах,
мы все равно потеряли больше часа в дороге, лучше бы из Берлина попозже выехали)

А это здание восстанавливать не будут, в память о войне и бомбежках



В общем, для меня Берлин оказался на этот раз военным.
(Как потом оказалось, эхо войны настигло нас  и в Нюрнберге, и Мюнхене.)

И еще . Оказывается Юлиан Семенов своими глазами смог увидеть Берлин мая-августа 1945 года, так как приезжал в гости к отцу-журналисту. Но спрашивала ли его мнение о натурных съемках Лиознова? Вряд ли. Она сама переписала сценарий, вопреки Семенову назначала актеров. И радовалась, когда Семенов надолго уезжает из СССР в командировки и на отдых и не мешает ей работать.

На фото Юлиан (тогда еще без псевдонима Семенов) с отцом в победном Берлине
(сайт http://xn----7sbhlaoumgel5a7n.xn--p1acf/company/management.php )



 А вот Микаэлу Таривердиеву Лиознова дала возможность показать в фильме всю мощь музыкального таланта,
хотя только 2 песни из 12 написанных вошли в фильм.
Знаете ли вы, что одна из музыкальных тем  носит название "Сумерки в Берлине"?



Tags: Германия, Таривердиев, Штирлиц, Юлиан Семёнов, кино, книги, личное, музыка, назад в СССР, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments