самоссылающиеся записи (klarissa45) wrote,
самоссылающиеся записи
klarissa45

Categories:

Уровень сложности олимпиадной задачи


Олимпиадные задачи в отличие от школьных не так четко делятся "по возрастам" и классам.
Они вневозрастные.
Однако преподаватель должен четко представлять,
зачем он сейчас решает с учениками ту или иную задачу.
Одну и ту же задачу можно решать  и в 5, и в 10 классе. но разными способами и в разном контексте.
Я не очень люблю давать детям составленные кем-то подборки задач.
Таких подборок много в различных учебниках и на сайте Малого мехмата МГУ.
Поэтому, встречая полезную и хорошую задачу на какой-нибудь олимпиаде или в процессе подготовки к конкретной олимпиаде, я разбираю ее или ее вариации на всех моих кружках.

Из последнего.
В нашей школе вчера проходил школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по математике.
В  корпусе  509 олимпиаду писали все желающие ученики  4-7 классов нашей школы.
Задания, ответы и критерии проверки скоро появятся здесь

В последние года олимпиадные задачи по математике очень популярны.
Половина четвероклассник нашей школы вчера пришла на олимпиаду.
Некоторые родители помогают детям решать нестандартные задачи.
Поэтому листочки с заданиями олимпиады все дети вчера унесли домой.

До официальноый публикации заданий, я не буду приводить их полностью по классам.

Я покажу некоторые задачи 4-5 классов, которые я вчера решала с четырьмя учениками 3 классов.

Расскажу о том, как мы обсуждаем задачи более старших классов с учениками 6-7 классов,  и как  нужно обсуждать задачи после олимпиады с учениками 9-10 классов.

Мне кажется, что любой родитель после олимпиады может обсудить с ребенком трудности задания  и то, как ребенок понял это задание.
Нормально,если ребенку нравится или не нравится эта задача.
Или не хочется писать длинное решение.
Или ребенок  амбициозно нацелен на победу, считая, что школьный кружок олимпиадной математики ему не нужен

Задача преподавателей и родителей МЯГКО и КОРРЕКТНО направить ребенка в правильное русло.

Итак обо всем по порядку.

Про задачи этого года

1. Прекрасная математика на клетчатой бумаге.
Если нарисовать ребенку маленькую картинку и объяснить, что две половинки клеточки равны одной клеточке, то с такой задачкой справится даже первоклассник
(Вес ученикам 1-3 классов определять не надо, достаточно сосчитать клеточки)



2. Расстановка знаков и скобок
(Основная трудность - понять задание. Пришлось ученикам 3 класса объяснять. Полагаю, что не все ученики и 4 класса поняли задание. К сожалению, на основании приведенного примера САМОСТОЯТЕЛЬНО действовать умеют не все ребята.)


3. В нетрудном задании, с которым справились третьеклассники,  некоторые пятиклассники сделали ошибки. У детей проблемы с порядком действий, чтением условий (взяли несколько раз одно и тоже число,или число, которое не входит в перечисленные) и таблицей умножения.



4. Нетривиальная задача со спичками в варианте 7 класса.  Можно запутаться в периметрах и площадях..
Вполне доступна для учеников 5-6 классов



Про задачи   школьных туров прошлых лет для 10 класса

Которые мне очень понравились, и мы  решали их   на кружках 6-7 классов

1. Очень полезная задача. Тут  периметр, площадь и проценты.
А еще можно найти красивое решение.
Стороны относятся как 1:5. то есть возводим в квадрат и получаем 4 процента.




2. Задача из раздела "Процессы и операции".
Доступна не только ученикам 6-7 классов. Но и отдельным ученикам 4-5 класса


3. Задача про рыцарей и лжецов.
Сколько десятиклассников было в комнате, если всего было дано 72 ответа?


Эта задача также интересна тем, что у нее два ответа.
А к этому дети не привыкли.

Про обсуждение со своим ребенком

Вы думаете. что с младшей дочерью я обсуждала задачи вчерашней олимпиады как учитель математики?

Ага, после ударной первой проверки 120  олимпиадных  тетрадок пятиклассников , сил и эмоций у меня не было. И у Софии не было особого энтузиазма. Она уже не ходит на кружок олимпиадной математики. Не получает удовольствия от общения с квадратным трехчленом и параболой. И в воскресенье ей предстояло пойти еще на одну олимпиаду -  окружную  по обществознанию.


Чтобы отвлечься от олимпиад и их проверок , мы поехали вечером в Мегу-Химки.
И по дороге дочка сама завела разговор  про решенные и нерешенные задачи.
А я, даже не посмотрев вариант 9 класса,обсудила с ней понятность-непонятность и привлекательность-непривлекательность шестой задачи, делимость нуля на 3 и тактику составления уравнений.
И так может сделать любой родитель.

В понедельник я буду обсуждать задачи со знакомой  ученицей 10 класса как преподаватель.
И сделаю это так.
Я не буду смотреть вариант ДО.
Я его  просто распечатаю вместе с решением.

Начнем с того, что обсудим, что и как девушка решила.
Разберем задачи, которые понравились.
Красоту решений и выводы.
А потом посмотрим приведенные составителями решения и сравним их с нашими

Чтобы ребенок с удовольствием ходил на олимпиады, конечно ему нужен математический кружок.
Хотя бы в 4-7 классах.

Ученики 8-10 классов на математической олимпиаде должны увидеть прежде всего красивые задачи.
Не надо ругать их за неудачи и непобеды.
Это конечно не относится  к детям, которые свою жизнь не представляют без олимпиадной математики. И нацелены только на победы и выход в финал.
Tags: как решать задачу, кружок. олимпиады, математика для всех
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments