самоссылающиеся записи (klarissa45) wrote,
самоссылающиеся записи
klarissa45

Category:

Учимся решать нестандартные задачи на примере задачи олимпиады "Кенгуру-2019"

Недавняя вступительная работа "Математическая вертикаль" показала, что готовится к ней надо не в 6 классе и даже не в 5.
Готовится надо начинать с 3-4, а лучше с 1-2 класса.
https://klarissa45.livejournal.com/164087.html
Так как результаты расстроили и детей, и их родителей.
Я уже несколько раз писала о том, что по нескольким причинам мне нравятся задания "Кенгуру"
https://klarissa45.livejournal.com/34883.html
https://klarissa45.livejournal.com/58016.html
https://klarissa45.livejournal.com/101561.html
https://klarissa45.livejournal.com/108865.html

Сегодня на примере задачи 22 для второго класса я расскажу,
как родителям и учителям начальной школы учить детей 6-9 лет решать нестандартные задачи
(О том как решать задачу я тоже много раз писала
как решать задачу )


Итак, обучающая  задача https://mathkang.ru/files/K/2019/kenguru_2019_class_2.pdf

В игре дети обмениваются фишками.
Красную фишку можно обменять на три белых, а белую - на две красных.
В начале игры у Амалии была одна белая и три красных фишки.
После 5 обменов стало 12 фишек.
Сколько среди них белых?


1. Анализируем задачу. Задаем детям вопросы и обсуждаем ответы.
(Напоминаю, что в 1-2 классе дети могут не понимать условие и им надо помочь, задавая наводящие вопросы.
Олимпиадных детей не надо мучить этими вопросами.
Их мозг автоматически вычленяет нужную информацию, и решают они задачу без нашей помощи.)


Какие данные главные, а какие второстепенные?


В этой задаче важно что есть ДВА вида предметов (объектов), и мы меняем одни на другие.
Это могут быть шашки, монетки, шарики и тп
Важно что при одном обмене фишек становится БОЛЬШЕ на 2, а при другом БОЛЬШЕ на 1.
Важно, что обменов ПЯТЬ, а фишек стало БОЛЬШЕ на 12-4=8


2. Играем в задачу. У нас в школе проходит акция с крышечками. И я показала детям, как можно крышечки обменивать.






Зачем нужно играть? Ребенку не очевидно, что крышечек при обмене становится или больше на одну или больше на две.
Вот когда он сам спокойно будет менять белую на красные, а красную на белые и считать, то и содержание задачи дойдет до ребенка.

3. А теперь обсуждаем с ребенком, что будет, если после каждого из пяти обменов станет на две фишки больше?
Их станет 14. А нам нужно 12. Значит надо провести два обмена так, чтобы стало на одну фишку больше.

Учитываем, что это сложная задача для среднестатистического второклассника. Если ребенку не интересны такие задачи, то обучение придется отложить до другого удобного случая или переключиться на более простые задачи.

4. Очень важно подводить ребенка к тому, что существуют ТИПЫ олимпиадных задач.
И эта задача про фишки-шашки-крышки  на тему ПРОЦЕССЫ и ОПЕРАЦИИ

Конечно, это не следует делать вот прямо в 1-2 классе, но к 4-5 классу ребенок должен научиться классифицировать задачи.

Tags: Кенгуру, Математическая вертикаль, вместесмамой, как решать задачу, кружок, начальная школа, процессы_и_операции
Subscribe

Posts from This Journal “Кенгуру” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments