Примеры таких задач в сборнике Горбачева на странице 89.
Очень часто и в 5-6 классе дети слабо ориентируются в таблицах.
Хотя должно быть очевидно, что таблица состоит из строк и столбов.
И каждый элемент таблицы находится одновременно и в строке, и столбце.
Во всех тестированиях начальной школы встречаются таблицы.
ФГОС. Работа с данными.
Методика изучения таблиц и диаграмм в начальной школе
Данные из таблиц дети должны проанализировать.
Также бывают задания заполнить пропуски в таблицах.
Чтобы облегчить учителям и родителям задачу поиска задач на тему "Таблицы" выходят такие тетрадки




Одним из видов таблиц является, например, зарплатная ведомость.
Поскольку моя мама работала бухгалтером в Дирекции киносети, а я частенько забегала к ней на работу, то отлично помню эти самые ведомости, которые мама заполняла, считая суммы по строкам и столбцам на счетах.
У моей мамы нет высшего образования, но ей было очевидно, что ведомость заполнена правильно, если сумма чисел по строкам равна сумме чисел по столбцам. У олимпиадников это свойство называется инвариантом.
Три года назад мы выполняли похожее задание с группой второклассников.
Белка, ежик и барсук собирали орехи семь дней подряд с понедельника по воскресенье.
Нужно было находить суммы по строчкам - сколько орехов собрал данный зверек за неделю.
И суммы по столбцам - сколько орехов собрали все зверьки в данный день недели.
И это была непосильная задача для большинства детей.
Воспринимать столько данных они были не в состоянии. А суммировать их тем более.
Поэтому теперь я начинаю работу с таблицей в 1 классе.
И за основу я беру таблицу с буквами шифровки-рифмовки Натальи Чистоклетовой
http://nataliigromaster.blogspot.com/p/30.html

Только выполняем мы задания по-другому.
Дети рисуют таблицу сами. Я задаю количество строк и столбцов.
Приходится ходить между партами и контролировать.
Если толщина строки 3 клеточки, то нельзя рисовать 2 или 4.
Строк должно быть пять.
Если столбцов десять, то я подсказываю, сколько дорисовать или сколько стереть.
Потом мы пишем в клеточки буквы.
И я несколько раз спрашиваю, какая буква находится в 4 сверху строке и 5 слева столбце или 2 сверху строке и 9 слева столбце.
А потом задаю направление движения по буквам стрелками ← ↑
В данной шифровке начало выглядит так : ↓ ↓ → → ↑ ↑ и тд
После расшифровки мы обсудили, куда такса могла ехать на такси, кто ее вез и почему такса сказала "мерси", а не спасибо.
PS Продолжение темы Второклассники и таблицы