самоссылающиеся записи (klarissa45) wrote,
самоссылающиеся записи
klarissa45

Categories:

Геометрия и развитие речи в 7 классе


В этом учебном году я веду кружок по геометрии для учеников 7 классов проекта «Математическая вертикаль».
Это дети, написавшие вступительную работу и изучающие геометрию по специально написанному учебнику Волчкевича ( можно в МЭШ ознакомиться.)
Однако, я часто сталкиваюсь с тем, что семиклассники не могут понять текст задачи, сделать правильный рисунок, записать доказательство, обосновать решение.
Вот вчера, например, два вопроса завели всех в тупик. Простейший вопрос, как доказать, что треугольник, две стороны которого лежат на диагоналях тетрадных клеточек, является прямоугольным.
Что уж говорить о неравнобедренных прямоугольных треугольниках на клетчатой бумаге, у которых только гипотенуза располагается на линии сетки!



И второй вопрос. Дан прямоугольный треугольник. Чему равна сумма его острых углов? Как получить это равенство?

Я много пишу о связи математики и развитии речи ( лингвистике) у дошкольников и младших школьников.
Но только прочитав этот пост Ольги Давыдовой на Фэйсбук, я осознала проблему учеников 7-11 классов:
«О печальном
Скорее всего, я не буду набирать группы по развитию речи и сочинениям для детей от 6 класса. Этот год отчетливо дал мне понять, что большинству детей (даже взрослых) нужно начинать с самого начала. С подбора синонимов, составления планов, разбора простейших речевых ошибок.
Некоторое время назад я нашла чудную книжку, рассчитанную на детей начальной школы, с подобными упражнениями и ради интереса предложила ее старшей группе. Оказалось, что половина детей не справляется с заданиями. Один из разделов ее посвящен дописыванию текста в стилистике автора. Так вот без моего крайне активного участия дети 6-9 классов не могли эту стилистику обозначить даже примерно. А дописать вообще получилось у 1-2 человек. Все остальные старались, но текст явно делился на авторский и дописанный. Причем дописан он был таким детским языком, что я даже удивлялась сначала. Практически никто не замечает у себя тавтологию...
И, конечно, первые несколько занятий (напоминаю, что дети 6-9 классов) я посвятила тому, чтобы объяснить значение вступления и заключения в тексте, потому что 8 из 10 детей писали без них. Соответственно и ресурсов на "красоту" текста уже не остается. Тут хотя бы просто мысль сформулировать.
Исходя из вышесказанного, мучить детей метонимией, парономазией и написанием текстов по стихам любимого мною Пастернака я не вижу смысла.»


Я же сама писала недавно о проблеме написания выпускного сочинения в 11 классе
https://klarissa45.livejournal.com/197271.html

Увы, даже в начальной школе родители не следуют советам побольше разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, читать книги вслух и вместе посещать выставки и музеи.
Что уж говорить про учеников 7-11 классов.
Все отдаётся на откуп нам, учителям.
Изучая предыдущий наработанный опыт коллег, я ввела в Гугл
геометрия и развитие речи

И что же я нашла?

1. Рабочую тетрадь, которой нет сейчас в продаже



2. Дипломную работу
Развитие математической речи учащихся в курсе геометрии 7 класса

3. Методическую разработку учителя школы при Посольстве России в Стокгольме Развитие речи учащихся на уроках математики посредством развития математической логики

4. Диссертацию Развитие устной и письменной математической речи учащихся 4-5 классов при изучении геометрического материала


В общем, поле непаханое. Надо придумывать самой, как выходить из этого положения.

А если вы неравнодушный родитель, то не надейтесь на кого-то или на что-то.
Начинайте заниматься с ребенком  и лучше в игровой форме


Играем в транспорте и на прогулке
https://klarissa45.livejournal.com/121511.html
Чтение  вслух и обсуждение прочитанного
https://klarissa45.livejournal.com/205149.html
Словарные игры
https://klarissa45.livejournal.com/151076.html
https://klarissa45.livejournal.com/160029.html
Лингвистика в начальной школе
https://klarissa45.livejournal.com/109189.html
Игра словами
https://klarissa45.livejournal.com/206637.html

PS Какие задания даются в рабочей тетради, про которую я написала, не знаю.
Но в сети нашла замечательную методичку к  учебнику геометрии Вернера и Рыжика для 7 класса

Вот какие упражнения по развитию речи предлагают авторы
I. Прочитайте отрывок из сказки М. Горького «Воробьишко».
«Подул однажды ветер
Пудик спрашивает:
– Что, что?
– Ветер дунет на тебя – чирик! и сбросит на землю – кошке! – объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, и он сказал:
– А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...»
Объясните, где в рассуждениях воробьишки Пудика перепутаны причина и следствие

II. а) Закончите утверждения так, чтобы и они были верными и обратные к ним тоже были верными.
1. Если число делится на 3, то __________________
2. Если периметры равносторонних треугольников равны, то ______________
б) Закончите утверждения так, чтобы они были верны, а обратные к ним нет.
1. Если число заканчивается цифрой 2, то __________________________
2. Если треугольники равны, то _______________________________

III В каждой группе слов и словосочетаний:
а) найдите то, что объединяет большинство слов группы;
б) вычеркните лишнее слово или словосочетание;
в) расширьте каждую группу подходящим по смыслу словосочетанием или словом.

центр окружности                                        медиана
один из концов хорды                                 радиус окружности
высота треугольника                                   сторона квадрата
начало луча                                                 биссектриса треугольника
вершина угла                                               равносторонний треугольник
_________________                                    _________________


числовая ось
ось симметрии фигуры
граница полуплоскости
ребро двугранного угла
пересечение двух плоскостей
____________________


Также авторы пишут о таком методе развития геометрической речи, как геометрическая экскурсия
(авторы живут в Петербурге, поэтому у них с этим проблем нет)

"Цель таких экскурсий – на примерах интерьеров, архитектурных
и садовопарковых сооружений показать учащимся возможности применения геометрических знаний.
Основная методика проведения экскурсий:
от истории создания архитектурного или художественного объекта к изучению его внешних форм,
разбиению этих форм на детали, определение формы этих деталей,
рисование отдельных деталей и здания в целом в разных ракурсах,
а затем (чаще всего в качестве домашнего задания) конструирование моделей этих сооружений,
а также попытка придумывания новых. "


PS Изумительная статья И.Ф, Шарыгина "Нужна ли школе XXI века геометрия?"
http://www.mathnet.ru/links/de8047d4d58ce1c47970520952ad3fd3/mp138.pdf

Tags: Математическая вертикаль, геометрия, кружок, кружок для взрослых, кружок для родителей
Subscribe

Posts from This Journal “геометрия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments