самоссылающиеся записи (klarissa45) wrote,
самоссылающиеся записи
klarissa45

Category:

Играем в математику: объемы, взвешивания, переливания и пересыпания (дополняю по мере сил)

Обещала написать, как надо подводить детей к задачам на переливания и пересыпания.
https://klarissa45.livejournal.com/217328.html
Наука без практики, как известно, мертва.
Если ваш ребенок с пеленок дружит с планшетом, не принимает участия в приготовлении пищи и отдыхает в системе ол-инклюзив на закрытой стерильной территории бассейна, то ему трудно сравнить объем самовара и объём бочки для полива, он никогда не выносил  в помощью ведерка или бутылки воду из моря и тд и тп.
В общем, чем активнее вы отгораживаете ребенка от реальной жизни с мокрой обувью и грязной одеждой, тем сильнее будет у него страдать реальная математика на ОГЭ в 9 классе.

Сначала решила поискать в интернете и посмотреть Монтессори-книжку, которая у меня стоит на полке.
В системе Монтессори игры с песком и водой в почёте.

В книжке неплохие советы для родителей детишек 3-5 лет по упражнениям в практической жизни:(далее цитата из книжки)
переливание воды и пересыпание ложкой сыпучих веществ, вытирание пыли и подметание пола, мытье посуды, стирка белья.
Все эти виды деятельности осуществляются по определенным правилам или предписаниям. Например, чтобы вымыть тарелку на даче, где нет водопровода, ребенку нужно взять два тазика, налить в них воду, добавить жидкое средство в первый таз. После мытья в первом тазу надо ополоснуть тарелку во втором, а потом вытереть полотенцем или поставить на подставку для сушки. По окончании работы следует вылить использованную воду, ополоснуть тазы, промыть губку и тд. Таким образом перед нами пример алгоритма.

На упражнениях в практической жизни происходит опосредованная подготовка к математическим операциям.
Если ребенок воду из разных сосудов снова помещает в один сосуд, то он выполняет сложение, а если из большой булыки разливает по маленьким равного объема, то ребенок совершает деление.



Про первую часто цитаты, связанную  с  алгоритмом, могу сказать, что  это одно из любимейших заданий составителей  ВПР и МЦКО - установи правильную последовательность действий.
И на это задание ребенка не натаскаешь. Ребенку нужен жизненный опыт. То есть, если ребенок не помогает взрослым готовить или убирать, не ходит в магазин, то он оторван не только от окружающего мира, но и от реальной математики.

А про вторую часть могу сказать, что это готовый рецепт практической работы для первоклассников и второклассников.

1)Возьмите банки 1 л и 3л и тазик.
И попросите ребенка отмерить вам 2, 4, 5,6. 7, 8 и 9 литров воды.

2)Возьмите бутылки 330 мл, 400 мл, 500 мл, 1000 мл и 1500 мл.
Попросите ребенка отмерить 70 мл,  100 мл, 270мл, 300 мл.
Попросите ребенка придумать задания для вас.

3) А теперь нужно собрать ведра и тазики в доме и попросить ребенка узнать объем каждого из них.
Малыши могут просто сравнивать объемы, постигая понятия больше-меньше, а ученики нальной школы могут решать задачи, сколько пятилитровых тазиков смогут наполнить ванну.

Моим третьеклассникам очень понравилась игра вот с таким набором геометрических тел.
Мы их наполняли водой и сравнивали объемы В процессе изучили их названия - конус,пирамида, призма, тетраэдр



Можно также заполнять фигурки сухим или мокрым песком. Можно играть и с кинетическим песком





Теперь о виртуальных лабораториях для учеников 2-4 классов.


Не очень рекомендую сейчас, так как компьютера и так сейчас много у дошкольников и младших школьников.
Лучше водичкой  реальной успокаивать глазки и ручки!
Можно совмещать с вечерним купанием.
Накидайте ребенку пластиковых бутылок и ведерок-леек.

1. http://www.umapalata.com/design_ru/games/UP_Pereliv.asp?file=UP_Pereliv.swf


2. http://lbz.ru/files/5799/

О развивающих беседах (термин старорежимный, но точный)

Вот страничка из первой части учебника Елены Юрьевны за 4 класс


Мои третьеклассники с удовольствием обсуждали со мной то,
что если пробирка и самовар на рисунке одного размера,
то это не значит, что в них входит одинаковое количество воды.


Если сфера влезает в полый куб, то это значит, что в нее поместится меньше воды, чем в куб.


Если мы имеем два цилиндра с разными круглыми  основаниями, то сравнить их объёмы визуально у нас не получится, надо пользоваться сравнительными методами.

Могу продемонстрировать еще пару картинок из учебника,
которые полезно рассматривать даже с дошкольниками-подготовишками и первоклассниками






По поводу взвешиваний
Советы Александра Колпакова
( я буду рассказывать про взвешивания на кухонныйх весах детям на ближайшем субботнем кружке,
после этого напишу о технологиях  взвешивания подробно здесь в Живом журнале)

Tags: дошкольники, играем в математику, игры на кружках, кружок для взрослых, начальная школа, первый класс, переливания и пересыпания
Subscribe

Posts from This Journal “переливания и пересыпания” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments