самоссылающиеся записи (klarissa45) wrote,
самоссылающиеся записи
klarissa45

Categories:

Связующая нить: улица Литовский вал ( Litauer Wallstraße)




Три года назад во время посещения оранжереи Аптекарского огорода
https://klarissa45.livejournal.com/63103.html
я сильно простудилась
Пока я вынуждена была ходить на работу организм боролся,
но как только наступили праздники,
я совсем раслеилась, снимок ничего страшного не показал,
но лекарства не помогали.
Врач ничего толкового не посоветовал



Все майские праздники я просидела дома.
Чередовала различные проверенные нашей семьей лекарства с народными средствами.
И чтобы отвлечься от  ужасного кашля-насморка, я написала первый пост
из цикла "Связующая нить".
Про Донелайтиса
https://klarissa45.livejournal.com/65184.html
Меня никак не отпускали отзывы туристов, которые ехали в Калининград для галочки, чтобы отметиться.
https://klarissa45.livejournal.com/63389.html

Это сейчас я стала умнее и поняла, что переспорить псевдоизвестных самовлюбленных блоггеров невозможно.
Они берут количеством посещенных мест или самоуверенностью от того, что если уж купили в калининградской области жилье, то теперь являются истиной в последней инстанции.

В общем, через три года мне уже не хочется писать просветительские посты про Калининград-Кёнигсберг.
Тем более развернулось движение "Народный экскурсовод". Приезжаете в Калининград, договариваетесь с хорошим человеком, который перелопатил много архивной информации и вперед.

Теперь мне надо писать о довоенном прошлом с другой целью.
Я хочу запечатлеть уходящую натуру
https://klarissa45.livejournal.com/188316.html
Потому как в годы моего детства (60-е и 70-е годы прошлого века) Калининград был другим.

И, конечно, я очень скучаю.
В прошлом году я побывала на родине в мае и октябре.
А теперь и не знаю, когда придется побывать на могилах родственников, встретиться с друзьями и пройтись про зеленоградскому променаду. Я уж и не говорю про посещение Советска, Немана, Гвардейска и Железнодорожного.

Итак, Литовский вал.
Для туристов всего лишь часть фортификаций Кёнигсберга.



Самое начало. 1626 год


Процитирую Казимира Лавриновича.
В книге "Альбертина.Очерки истории Кенигсбергского университета" Казимир Клеофасович пишет:

Хотя тридцатилетняя война обошла Кёнигсберг стороной,
город оказался в зоне боевых действий, а именно
 - войны Швеции и Польши за главенство на Балтийском море.
Шведы, несмотря на нейтралитет Пруссии, высадились летом 1626 года в порту Пиллау.
Стремясь закрепиться на южном побережье Балтики,
они удерживали Пиллау, Мемель и некоторые другие города до 1635 года.

Вторжение иностранной армии на нейтральную территорию в непосредственной близости от столицы герцогства заставило кенигсбержцев позаботиться о своей безовасности: в городе началось сооружение оборонительного вала.
Строительство осуществлялось под руководством университетского математика Иоганна Штрауса.


Основные работы были сделаны в 1626-1628 годах, однако понадобилось еще 6 лет, чтобы завершить проект.
Кольцевой вал имел протяженность 15 км.
Технический надзор над строительством осуществляли бургграф Абрахам Дона и строительный мастер, землемер Конрад Бурк.
В 1657 году в систему укреплений добавилась крепость Фридрихсбург.

Шли годы, оборонительные сооружения ветшали.
К тому же к середине 19 века в Пруссии возникла новая военная доктрина.
Ну и военная фортификация и методы строительства к этому времени изменились.
Однако строили форты и бастионы в стиле неоготики.
Руководил проектом военный инженер Эрнест Людвиг фон Астер.


Поэтому вальные укрепления снесли, перестроили и тд.
Вот только названия у некоторых сооружений остались прежние.



И снова прошли годы.
На этот раз жизнь бежала быстрее.
Закончилась Первая мировая.
Люди стремились к активному образу жизни, спорту, красоте.
И еще Гитлер не пришел к власти.
И уже не было такой надобности в военных сооружениях, которые дали названия некоторым улицам города.

В правом верхнем углу по периметру вальных укреплений проходит улица Litauer Wallstraße (Литовский вал).



И издатели карты еще не знают, что скоро на месте укреплений будет сооружена прогулочная зона с водными объектами, пешеходными дорожками, спортивными площадками, кафе и ресторанчиками.

Врач Фридрих Кессель предложил превратить старинные вальные укреплен в “зелёное кольцо” Кёнигсберга.

А создателем кольца стал Эрнст Шнайдер, немецкий учёный, крупный специалист по озеленению, ландшафтный архитектор и директор управления магистрата Кёнигсберга по садоводству.


Вот он на фото слева, вал, засаженный деревьями и кустами.

А теперь собственно о том, почему вал Литовский?
Почему его так назвали немцы?
И почему старое название осталось после 1945 года?

Почему осталось понятно, Литва стала братской советской республикой.
Название нейтральное, вал он и есть вал.

А теперь я расскажу, почему я так хорошо помню эту улицу.
И почему только сегодня мне стало понятно, почему именно эта часть назвали Литовским валом.
Поскольку в нашем городе врач-окулист большей частью отсуствовал, то после травмы глаза мама в течение нескольких лет 1-2 раза в месяц возила меня в Калининград. Чаще всего мы утром ездили на дизель-поезде Советск-Калининград через Полесск. Но иногда маму задерживали на работе дела и тогда мы ехали на автобусе.
А автобус из Полесска как раз и въезжал в Калининград в районе Литовского вала.
И я помню времена, когда еще не было эстакадного моста и Детский мир на Московском проспекте не построили, и гостиницу Калининград, и спорткомплекс "Юность", и троллейбус не пустили.

А мама сказала мне, что это укрепление построено крестоносцами, которые защищались от литовцев.
И виделся мне Геркус Мантас, борющийся  за независимость
https://klarissa45.livejournal.com/79051.html

Прошлым летом мы с внучкой отдыхали в литовском Друскининкай.
В городе поставлены памятники литовским королям и князьям.
Кроме того внучка страшивала, почему так необычно зовут литовских мальчиков, с которыми она знакомилась.
И пришлось мне в интернете изучать исторические сведения о дружбе и вражде белорусов, поляков, литовцев и славян.
А потом рассказывать внучке «дела давно минувших дней, предания старины глубокой».

А сегодня я с большим интересом прочитала,
о том какими могущественными и влиятельными были литовские князья.
https://www.klgd.ru/city/history/almanac/a4_32.php
Как доставалось  от  них моему городу Лабиау.
Собственно говоря, Лабиау и возник как крепость, защищающая Кёнигсберг с востока.
Ведь Тильзит был всегда приграничным городом, а дорога Тильзит-Кёнигсберг всегда проходила через Лабиау.
И возможно название замка Лабегов-Лабиау  возникло от литовского   приветствия ЛАБАС.
То есть Лабиау  - город-крепость, защищающий от литовцев.

И дорога, ведущая от Лабиау в Кёнигсберг литовская, и вал Литовский и бастион Литова.

А в нашем учебнике истории России  образца 1975 года ничего не писали о литовских и белорусских князьях.
Киевская Русь боролась в печенегами и половцами.
А Московское княжество воевало с другими русскими княжествами и монголо-татарами.


Оказывается, что под властью литовских князей находились и русские земли.
В состав Литвы входили земли Полоцка,Ельца, Великих Лук, Смоленска, Ржева.

Боялись пруссы литовцев.
И эта боязнь  сохранялась в течение нескольких веков и закрепилась в названии укреплений.
Хотя по логике вещей надо было назвать вал Шведским.

Однако у меня есть и другое предположение.
Более мирное.
Но тоже связанное с Тильзитом и Лабиау.
Вот, что было написано в конце 19 века в словаре Брокгауза и Ефрона

Прусские литовцы — живут в числе 1118 тыс. человек (по переписи 1890 г.) в пределах восточной Пруссии. Они заметно отличаются от своих русских собратьев, живущих в Литве и Жмуди.Вероисповедания лютеранского. В 1831 г. П. литовцев было 125440, в 1848 г. — 150580. 30 лет спустя их было 131415.
Литовскими уездами или округами считаются Мемель, Гейдекруг, Нидерунг, Тильзит, Лабиава, Пилькаллен, Велау, Инстербург, Гумбинен, Столупяны, Даркёмен, Гольдап.


Возможно, переселясь из Лабиау и Тильзита литовцы селились где-нибудь в районе Литовского вала.

А теперь о том, как живет сейчас улица Литовский вал.
Дела обстоят неважно.

С начала 90-х годов город столкнулся с новой тенденцией развития — точечной застройкой, также имеющей свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести появление единичных современных зданий, а также частичное благоустройство и восстановление некоторых участков города. Однако, многие из таких проектов совершенно безграмотны и неуместны, а в результате их воплощения были испорчены многие уникальные места. Пострадала том числе и улица Литовский вал.
Кроме того дороги города не справляются с огромным потоком транспорта. Литовский вал - выездная трасса, поэтому там часты пробки. Воздух стал очень загазованным и пыльным, и ходить пешком или ездить на велосипеде по тротуарам вдоль Литовского вала не только неприятно, но и вредно для здоровья.

На Литовском валу находится одно из стареших зданий Кёнигсберга, в котором некогда побывал царь Пётр Первый.
Это Королевский сиротский дом.
Вернее то, что от него осталось после реконструкции и перестройки.
И сайт http://k-wh.ru/ с благими намерениями восстановления первоначального облика здания.


Нашлась и группа молодых энтузиастов, которые хотели реанимировать идеи Кесселя в другой стране и на другом витке развития города.



Проект «Вал» начался с того, что политолог и руководитель проектов центра современного искусства и архитектуры Färgfabriken из Стокгольма, архитектор и основатель бюро Green Design Society из Дублина и градостроительный дизайнер и куратор из Москвы поняли — водное кольцо Калининграда слишком интересно, чтобы не замечать его.

 Они запустили сайт http://www.val.today/, в октябре 2015 года провели семинар, изучили несколько валов в разных городах, но самое главное — убедились, что не они одни видят в калининградском вале огромный потенциал не только для будущего структуры города, но и для развития идей, определяющих взаимоотношения человека, природы и наследия в Балтийском регионе и за его границами.

Готовясь к семинару,  изучали историю вала.
Особенно им запомнилась переписка с бывшими коллегами Ханса Ломайера, мэра Кенигсберга, который задумал превратить оборонительное кольцо в парк. Общение с людьми, которые лично знали человека, спасшего вал от разрушения и определившего его судьбу на много десятилетий вперед, сделало всю эту историю гораздо более близкой и настоящей. Были переведены и опубликованы мемуары мэра, где он описывает, почему принял такое решение, и как смог его реализовать.
Оборонительное кольцо было построено в  XIX веке; но оно так и не использовалось по назначению и устарело меньше чем через полвека после постройки; как оно было спасено от разрушения с помощью идеи «Зеленого кольца Кенигсберга».
Кольцо засаживали деревьями и после войны, и бывшие бастионы и городские ворота обретали новых хранителей — в лице культурных институтов и не только. Все это внушило  еще большую уверенность в силе вала, как формы и идеи.
Они узнали о бывшем оборонительном кольце Копенгагена и расспросили Анне Толлеструп, автора проекта реконструкции форта Battariet Sixtus, о том, как разные функции могут сочетаться сегодня в этой мощной структуре.

Идея другой публикации, о водном кольце, расположенном на противоположной стороне Балтийского моря, в городе Мальмё, возникла в результате общения с Павлом Грабаловым, студентом магистратуры по урбанистике в Университете Мальмё. Павел сравнил свой родной город Калининград с Мальмё и рассказал о том, что у обоих городов было похожее начало — исторические вальные кольца, которые обозначают центр Калининграда и Мальмё и по-разному влияют на эти города сегодня, опоясывая их центральные части.
( А Мальмё, замечу я, город-побратим Калининграда https://klarissa45.livejournal.com/145451.html )

Во время октябрьского семинара Грете Свенсен, исследователь из Норвежского института культурного наследия, прочитала лекцию о будущем кладбищ и тюрем, которые, хотя и являются частью нашего культурного наследия, часто вызывают противоречивые ощущения. В Калининграде она побывала на заброшенных еврейском и немецком кладбищах у Литовского вала, о чем не забыла, вернувшись в Осло. Грете включила Калининград в свое исследование, в котором рассматривает городские кладбища как зеленые общественные пространства.
(А как включают кладбища в городские пространства я рассказывала на примере датского Орхуса https://klarissa45.livejournal.com/150556.html )



В 2018 году возникло волонтерское движение Парковое кольцо https://parkring.ru/

Однако реализация проекта зеленой зоны откладывается.
Правительство области проводит проектные мастерские, а попросту тянет время
https://gov39.ru/news/101/161048/

Теперь и вовсе молодой губернатор занят коронавирусом.

А это значит зеленые зоны и старые кладбища будут застраиваться жилыми домами.
Памятники архитектуры и военной фортификации будут разрушаться.
Воздух в городе, стоящем в пробках, будет портиться дальше.
PS На фотографиях старое еврейское кладбище на Литовском валу. Пока оно огорожено




PPS Май 2020 года. Бурно растущая свежая трава скрывает следы войны и естественного разрушения





Tags: Восточная Пруссия, Калининградская область, Кёнигсберг, Лабиау, Литва, Швеция, мемуары, связующая нить
Subscribe

Posts from This Journal “связующая нить” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments