самоссылающиеся записи (klarissa45) wrote,
самоссылающиеся записи
klarissa45

Categories:

Музей Серебряного века (Дом Брюсова)


Мы  с подругой, приехавшей из Петербурга по делам, посетили музей 23 июня.
В первый день открытия после карантина.

Впечатление музей производит неоднозначное.
Хотя еще в 2012 году состояние внутренних интерьеров и экспозиции было неплохим.
https://anothercity.livejournal.com/564435.html

Но я бы была не я, если бы ушла из музея с чувством возмущения и разочарования.


Это отдельный вход в квартиру на первом этаже, которую арендовал Брюсов.
Хозяева заходили через центральный вход.

Сейчас калитка закрыта и с улицы сюда пройти нельзя.

Но нам повезло, так как музей должен устраивать проветривания по новым требованиям, то я тихонько вышла во дворик
и смогла пройти по брюсовской дорожке.









На сайте "Узнай Москву" можно прочитать о истории дома Брюсова
https://um.mos.ru/houses/dom_bryusova/

На проспекте Мира, рядом с входом в Аптекарский огород, расположен небольшой особняк в стиле модерн - известный московский мемориальный памятник - дом поэта Валерия Брюсова. Брюсов провел здесь 14 последних лет жизни – с 1910 по 1924 год, здесь же он и умер.
Сам особняк до революции (тогдашний его адрес – 1-я Мещанская улица, д. 32) принадлежал купцу Ивану Кузьмичу Баеву, потомственному почетному гражданину, члену Торгового дома «Иван Денисович Баев старший с братьями». Брюсов вместе со своей семьей снимал в доме Баева квартиру на первом этаже.
Дом был построен в 1830-х годах – тогда это был двухэтажный жилой дом, с деревянным вторым этажом («низ каменный, верх деревянный») и характерной для того времени классической обработкой фасада. Усадьба – дом и два флигеля -принадлежала в XIX веке купеческим семьям – сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока наконец в 1895 году ее не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева особняк в формах «северного модерна» - выразительное двух-трехэтажное здание с асимметрично решенными фасадами, кровлей сложной формы с островерхой крышей над входной зоной, и с оригинально устроенным входом в заглубленной арочной нише.


До пожара (начало 60-х годов прошлого века,  в доме еще живет вдова поэта)
Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов.
Брюсов тогда уже был известным на всю Россию поэтом и писателем, одним из основоположников русского символизма, «мэтром», оказавшим влияние не на одно поколение поэтов. Его авторитет в литературных кругах и Москвы, и Петербурга был непререкаемым. Брюсов возглавлял влиятельный символистский журнал «Весы», руководил издательством «Скорпион», его критические и литературоведческие статьи публиковались и в других изданиях – журнале «Русская мысль», альманахе «Северные цветы». Он выпустил более десяти своих поэтических сборников и несколько прозаических произведений, самые известные из которых - романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы». Прославился он и как переводчик – он первый перевел на русский язык стихотворения Поля Верлена и Эмиля Верхарна, полностью перевел «Фауста» Гёте и «Энеиду» Вергилия; переводил не только с европейских языков, но и, например, с армянского – на основе своих переводов он составил антологию армянской поэзии «с древнейших времен до наших дней». На протяжении многих лет Брюсов был также директором Московского литературно-художественного кружка.
Его дом был одним из центров литературной жизни Москвы, да и не только Москвы – до революции здесь устраивались еженедельные поэтические «среды», куда приходили поэты, писатели, критики; читали стихи, вели дискуссии о литературе и искусстве, обменивались мнениями о выходивших книгах и статьях.
Брюсов принял власть большевиков (даже вступил в 1919 году в ряды членов РКП(б)) и после октября 1917 года принимал активное участие в литературной жизни Москвы, сотрудничал с советскими учреждениями – работал в Народном комиссариате просвещения (Наркомпросе), возглавлял Московское отделение Книжной палаты, работал в Государственном издательстве. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до самой смерти.
Умер поэт в своей квартире на 1-й Мещанской в октябре 1924 года. После его смерти его вдова Иоанна Матвеевна продолжала жить в этом доме, она стала хранительницей архива Брюсова, привела в порядок все его рукописи и документы, готовила к публикации его труды. Она сохранила обстановку квартиры и кабинета такой, какой она была при жизни Брюсова.
В 1960-е годы дом был передан под устройство здесь районной библиотеки, а после смерти вдовы Брюсова в 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году и стал, по сути, не только музеем поэта Валерия Брюсова, но музеем всего Серебряного века.
В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, – библиотека и музей были из дома эвакуированы, но дом долго не восстанавливался и стоял заброшенным. Только в конце 1980-х годов дом был восстановлен и отреставрирован, после чего был целиком передан Государственному Литературному музею. В 1999 году в доме был открыт Музей Серебряного века, который и существует здесь сейчас.


Встретили нас не очень приветливо.
Не объяснили, что, хотя кабинет поэта не работает( так как там нельзя проводить частую дезинфекцию и вентиляцию по причине хранения старых книг),  знакомство с экспозицией надо начинать с первого этажа.
Мы поднялись на второй этаж.



Сразу стало понятно, что музей нуждает в серьезном ремонте, а экспозицию, посвященную поэтам Серебряного века давно пора менять.
Говорят недавно на каком-то телешоу молодые артисты театра Табакова назвали самым известным поэтом Серебряного века Евгения Евтушенко. И меня это не удивляет. Литература в школе и состояние литературных музеев Москвы не подталкивают молодых артистов к самообразованию.



Экспозиция второго этажа

Афиши, книги, открытки,  кабинетные скульптуры, картины

















На третьем этаже работают две выставки
Первая в форме квеста для малышей







Алан Милн


Кристофер Робин с мамой













Вторая выставка


Письменный стол Искандера



А это девушки середины 80-х годов на литературном вечере, гдевыступали Ахматова, Искандер и другие поэты-писатели.
Как говорила героиня одного фильма: "Такие лица сейчас не носят."



Искандер был удивительным мужем и отцом.
Его дети были рождены с большой разницей - дочь вскоре после свадьбы в начале 60-х годов, а сын родился в начале 80-х, когда писатель уже стал зрелым человеком.


С женой Антониной Хлебников писатель прожил 55 лет.

А это "Кролики и удавы", напечатанные в журнале "Юность" в 1987 году.
А потом были фильмы - "Воры в законе", "Пиры Валтасара", "Расстанемся-пока хорошие" и другие



А еще был спектакль Театра Сатиры про Цюрупу



Мы уже собирались уходить, но увидели объявление, что на первом этаже работает выставка истории восстановления дома после пожара.
В кабинет Брюсова заглянуть мне все таки разрешили, там сотрудница музея переставляла и протирала книжки.
Постояла я на пороге, фото я делать не стала.

Афиши в холле





Вынесли из кабинета в холл раритеты, сбереженные женой и уцелевшие в пожаре


Tags: Алан Милн, Валерий Брюсов, Прогулки по Москве, Фазиль Искандер, выставки, куда пойти с детьми, лето в городе
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments