самоссылающиеся записи (klarissa45) wrote,
самоссылающиеся записи
klarissa45

Categories:

Женя, Женечка, Мотыль и Окуджава


9 мая 1924 года родился Булат Окуджава.

9 мая 1965 года в Ялте Окуджава вместе с молодым режиссером Владимиром Мотылем начинает работу над сценарием фильма "Женя, Женечка и катюша".
В советской печати в то время с подачи Главного политического управления Советской Армии появлялись публикации о том, что молодежь отлынивает от армии, а кинематограф никак не реагирует на эту острую проблему. На Западе есть комедии на военную тему, – «Бабетта идет на войну», «Мистер Питкин в тылу врага» и тд – а СССР этого не хватает.
Эти публикации и повесть Окуджавы "Будь здоров, школяр", сподвигла Владимир Мотыля подать заявку на фильм про фантазера и мечтателя Женю Колышкина, столкнувшегося с суровой военной жизнью, и срочно выехать в Ленинград к Булату.

Через 40 лет после выхода фильма Мотыль вспоминал:
«Когда он прочел заявку, то спросил: «А при чем тут я? У вас есть сюжет, есть характеры, все намечено, беритесь и пишите». Я ему сказал: «Булат Шалвович, я поклонник вашей обруганной в печати книги «Будь здоров, школяр», мне очень понравились те детали, которые вы привнесли из настоящей жизни, ведь вы были на войне, в отличие от меня. Пожалуйста, подумайте об участии в работе над сценарием, мне бы хотелось, чтобы мы были соавторами, я очень нуждаюсь в вас. Ваши диалоги, ваш язык мне очень близки и дороги». И он согласился.»

Съемки фильма проходили в Калининграде и Ленинградской области.





В маленькой эпизодической роли Мотыль снял Окуджаву.
В кадре фронтовой 1945 Новый год.




Скорее всего на натурные съемки в Калининград Окуджава не приезжал.
Потому что режиссер Мотыль уже после смерти Булата Шалвовича вспомнил такой случай:

"Однажды Булат меня попросил, когда я был в Кенигсберге (Калининграде) и мы там заканчивали съемки, взять там черепицу с могилы Канта. Там был разрушенный войной собор. Странное поручение, но я его выполнил, потому что черепицы еще там валялись, их легко было откопать в этом разрушенном соборе. Я привез ему черепицу, и он уехал в Германию. Он был приглашен. Когда он вернулся, он говорит: "Какое тебе огромное спасибо передают немцы, что ты отыскал эту черепицу. Для них это был такой праздник, они танцевали вокруг нее". Я говорю: "Булат, ты, воевавший против Германии, против немцев, ты был ранен, прошел эти испытания и ты старался для бывших врагов?". Он сказал: "Володя, нельзя осуждать весь народ. Это милость к падшим. Да, большинство пошло за Гитлером, толпа. И самое страшное происходит тогда, когда на толпу опирается политик и когда задавливают голос интеллигенции, меньшинства, которое взвывает к разуму, к осторожности в действиях".

На роль Жени Колышкина Владимир Мотыль пригласил Олега Даля.
У Даля за плечами уже было много всего. И хорошего, и плохого. Олег был старше своего экранного персонажа. Но актер сумел оставить все личное за кадром. Мы видим 19-летнего юношу, недотепистого, смешного, робкого с женщинами.


Когда съемки закончились, то на первый просмотр "для своих" Мотыль пригласил Окуджаву.
После просмотра режиссер спросил соавтора понравился ли ему фильм?
Окуджава ответил, что когда писал сценарий, то видел в главном герое себя, а на экране увидел в главном герое Мотыля.

На самом деле в Жене прекрасно сочетаются все трое - Олег, Владимир и Булат.
( Пожалуй даже четверо, в образ Колышкина вложил свою лепту и композитор Исаак Шварц.)

Настрой фильму задает песня на стихи Окуджавы "Капли датского короля".
Это внутренняя тема главного героя. Это мостик между юностью и зрелостью.
Юность заканчивается, когда погибает Женечка.





PS Отрывки из интервью, которое Окуджава дал Юрию Росту, цензура его не пропустила. Очень откровенно о войне.....

PPS не могу не рассказать, как я однажды посмотрела фильм на большом экране в кинотеатре города Александрова. Это было накануне Дня Победы в 90 или 91 году. Тогда я не знала, что фильм снимали в Калининграде.
Но почувствовала, что с экрана веет воздух моей малой Родины.
Ощущение фантастического реального попадания в военное прошлое подкреплялось отсутствием зрителей в большом зале.
Потрясли также кадры трагедии гражданского немецкого населения. Об этом знали авторы, но нам не рассказывали об этом ни в школе, ни в институте

https://klarissa45.livejournal.com/15695.html

А я теперь рассказываю о прошлом даже внучке-дошкольнице

https://klarissa45.livejournal.com/99524.html



Tags: #образывойны, Вторая мировая, Калининградская область, кино, кинорежиссеры, назад в СССР, фильмы
Subscribe

Posts from This Journal “кинорежиссеры” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments